Об уменьшении суммы страховых взносов во внебюджетные фонды на сумму налога, уплачиваемого в связи с применением усн. Взносы во внебюджетные фонды Внебюджетные фонды усн

Об уменьшении суммы страховых взносов во внебюджетные фонды на сумму налога, уплачиваемого в связи с применением усн. Взносы во внебюджетные фонды Внебюджетные фонды усн

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11

Право "упрощенцев" на пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды обусловлено не только применением спецрежима, но и основным видом деятельности налогоплательщика. Соответственно, и с точки зрения утраты права на льготу есть как минимум две причины для беспокойства. В зависимости от того, по какой из них пониженные тарифы были "сняты", строится и порядок пересчета обязательств по взносам.

При определенных обстоятельствах применение "упрощенки" может позволить хозяйствующему субъекту существенно сэкономить на уплате страховых взносов во внебюджетные фонды с выплат в пользу физлиц. Так, при соблюдении условий, прописанных в п. 8 ч. 1 и ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), фирмы и предприниматели, применяющие УСН, вправе уплачивать взносы на обязательные виды страхования по пониженным тарифам. Причем если в 2011 г. совокупный тариф страховых взносов для подобных страхователей составлял 26 процентов, то с 1 января 2012 г. он снижен до 20 процентов. При этом все 20 процентов предназначены для Пенсионного фонда. В отношении же платежей в ФСС и ФОМС с 1 января 2012 г. установлен нулевой тариф (Закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ; далее - Закон N 379-ФЗ).

Для применения пониженных страховых взносов на основании п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ от страхователя требуется выполнение двух условий:

  • применение УСН;
  • ведение в качестве основного одного из видов деятельности, перечисленных в указанной норме Закона N 212-ФЗ.
  • розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
  • производство гнутых стальных профилей;
  • производство стальной проволоки (Закон N 379-ФЗ).

В подтверждение прав

Подтвердить применение спецрежима, если опираться на разъяснения Минфина России, может копия титульного листа декларации по единому налогу на УСН, естественно, с отметкой ИФНС о ее принятии либо информационное письмо от инспекции, свидетельствующее о данном факте (Письмо от 16 мая 2011 г. N 03-11-06/2/75). Получить таковое можно, подав соответствующий запрос в ИФНС по месту учета (п. 39 Административного регламента ФНС, утвержденного Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н, Письмо ФНС России от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@). В течение 30 календарных дней с момента его получения налоговики в информационном письме должны сообщить о дате перехода налогоплательщика на УСН, а также о фактах представления им "упрощенных" налоговых деклараций. Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

Аналогичным образом к документальному подтверждению применения "упрощенки" подходят и специалисты Фонда социального страхования (Письмо ФСС РФ от 1 декабря 2010 г. N 02-03-10/08-12891). Напомним, что с 2010 г. все без исключения "упрощенцы" имели право на нулевой тариф страховых взносов в соцстрах. Тогда и были выпущены приведенные разъяснения специалистов фонда, которые теперь вновь обрели актуальность.

Что же касается основного вида деятельности, то в силу положений ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ таковой признается та деятельность, доля доходов от которой составляет не менее 70 процентов в общем объеме выручки. Сумма доходов при этом определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса, то есть по данным налогового учета. Соответственно, чтобы подтвердить основной вид деятельности, "упрощенцу" прежде всего необходимо засвидетельствовать структуру своих доходов.

В частности, согласно п. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в целях применения льготных тарифов взносов подтверждать основной вид экономической деятельности следует в порядке, установленном Минздравсоцразвития (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Однако никаких специальных правил на этот счет ведомством не предусмотрено. При этом в Информационном письме от 24 марта 2011 г. представители ПФР указывали, что в рассматриваемой ситуации страхователю достаточно заполнить в расчете РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н), представляемом в Пенсионный фонд по итогам отчетных и расчетного периодов, таблицу 4.4. В ней и указываются: общая сумма доходов, сумма поступлений непосредственно от основного вида деятельности и их доля.

Вместе с тем следует отметить, что в 2011 г. пониженный совокупный тариф для "упрощенцев", ведущих социально значимые и приоритетные для государства виды деятельности, достигался исключительно за счет тарифа взносов в ПФР. С начала же 2012 г., как уже упоминалось, снижены в том числе тарифы взносов в ФСС и ФОМС. Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то администратором подобных платежей является Пенсионный фонд. Собственно говоря, и отчитываются страхователи по взносам на ОМС все в том же расчете РСВ-1 ПФР. Следовательно, в данном случае дополнительного подтверждения доходов не потребуется. Другое дело - подтверждение права на применение пониженного тарифа при расчете взносов в соцстрах. Представляется, что, скорее всего, в этих целях в форму расчета 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. N 156н) также будет введена дополнительная таблица, аналогичная той, что содержится в форме расчета РСВ-1 ПФР. В конце концов обязанность сдавать отчетность в Фонд социального страхования для "упрощенцев" никто не отменял, тем более что в форме-4 ФСС, помимо прочего, приводятся также данные по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а не только на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так или иначе, но коль уж для применения пониженных тарифов необходимо соблюдение двух условий, то и утратить право на таковые можно как минимум по двум причинам.

Если "подкачали" доходы

Доходы от деятельности - показатель весьма нестабильный, что называется, то есть, то нет. Соответственно, одним из поводов для утраты права на пониженные тарифы страховых взносов может стать несоблюдение условия об основном виде деятельности в силу того, что доля доходов от такового в том или ином отчетном периоде оказалась меньше 70 процентов в общем объеме выручки. На этот случай в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ четко прописано: страхователь теряет право на применение пониженных тарифов с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором выявлено подобное несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Исходя из этого, получается, что и пересчет страховых взносов в связи с утратой права на применение пониженных тарифов необходимо производить с начала такого отчетного (расчетного) периода. Учитывая же, что отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев, а расчетным периодом - год, а также то, что взносы начисляются нарастающим итогом, речь идет о корректировке их суммы непосредственно с начала года. Собственно говоря, именно к такому выводу пришли специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 15 сентября 2011 г. N 3333-19.

Проще говоря, если в течение первого квартала "упрощенцем" поддерживалась доля доходов от основного вида деятельности на уровне не ниже 70 процентов в общем объеме выручки, но, к примеру, по итогам полугодия таковая все же снизилась и переступила пороговое значение, то с начала года страхователем подлежит применению общеустановленный тариф страховых взносов. В свою очередь, это означает, что сумма страховых взносов за прошедший период подлежит восстановлению и уплате во внебюджетные фонды в установленном порядке. Благо благодаря Закону N 379-ФЗ с 1 января 2012 г. пени в подобной ситуации с плательщика страховых взносов взыскиваться не будут.

Впрочем, нельзя не подчеркнуть, что, как отмечают представители Минздравсоцразвития, в рассматриваемом случае действует и обратное правило. Иными словами, если, к примеру, по итогам 9 месяцев доля доходов от основного вида деятельности "придет в норму", то "упрощенец" вновь обретает право на применение льготных тарифов, причем также с начала года. Пересчет взносов в такой ситуации "спецрежимник" будет осуществлять уже в свою пользу. Образовавшийся же "излишек" ему следует возвращать или засчитывать в счет предстоящих платежей в порядке ст. 26 Закона N 212-ФЗ.

Если упущена УСН

Применение УСН имеет массу ограничений: по количеству работников, по размеру доходов, по величине остаточной стоимости основных средств и НМА и т.д. и т.п. При несоблюдении таковых налогоплательщик считается утратившим право на УСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК).

Очевидно, что в подобной ситуации хозяйствующий субъект автоматически теряет право и на применение пониженных страховых взносов. Однако Законом N 212-ФЗ все эти нюансы никак не регламентированы. Тем самым возникает вопрос: с какого момента страхователь утрачивает право на пониженный тариф страховых взносов? Неужели опять с начала года по аналогии с ситуацией, когда не выполнено условие об основном виде деятельности?

К счастью, для страхователей в данном случае специалисты Минздравсоцразвития решили провести совсем иные аналогии, а именно с положениями Налогового кодекса. Тем самым в Письме от 24 ноября 2011 г. N 5004-19 чиновники указали, что плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа с начала того квартала, в котором он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в подобной ситуации страхователю придется пересчитать лишь взносы, уплаченные за последний квартал, а отнюдь не за весь год. При этом, поскольку вернуться на УСН он сможет лишь с начала иного налогового периода, которым на "упрощенке" является год, то никакого "обратного правила" в данном случае нет.

Основные изменения, произошедшие в 2011 году

Все работодатели обязаны уплачивать страховые взносы 2,9% с фонда оплаты труда своих работников в фонд социального страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Взносы в ФСС по производственному травматизму и несчастному случаю остаются в прежнем размере, их величина зависит от вида деятельности и определяется исходя из значения ОКВЭД при подаче заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности.

Квартальная отчетность в ФСС сдается по 15 число: расчетная ведомость в ФСС, форма 4 ФСС РФ (Приказ Минздравсоцразвития России № 156н от 28.02.11).

Индивидуальные предприниматели могут платить страховые взносы в Фонд социального страхования за себя, если добровольно заключат договор по соцстрахованию временной нетрудоспособности и материнства.

Изменена величина штрафов за несвоевременное предоставление отчетности в ФСС. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - Расчет). Она содержит разделы для заполнения по двум видам обязательного социального страхования: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (разд. I Расчета) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (разд. III Расчета).

В случае непредставления Расчета территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации вправе применять как ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», так и ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». То есть плательщики привлекаются к ответственности территориальными органами Фонда в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ уплате на основе расчета по форме 4 ФСС РФ подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведенных организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

Теперь Пенсионный фонд РФ наделен функцией администрирования обязательных платежей в медицинские фонды. Все работодатели, как юридические лица, так и ИП, обязаны перечислять 2,1% с ФОТ в Федеральный ФОМС и 3% в Территориальный ФОМС. ИП также обязаны до конца текущего отчетного года уплатить фиксированные платежи в размере 1,1% от суммы страхового года в ФФОМС и 2% в ТФОМС.

Также с 2011 года взносы в Пенсионный фонд составят 26% от фонда оплаты труда. Регрессивная шкала уплаты взносов не применяется, зато с части зарплаты работника, превышающей сумму 415 тысяч, вносы не взимаются.

Индивидуальные предприниматели в этом же размере должны заплатить обязательные взносы с фонда оплаты труда наемных работников, а еще и за себя уплатить до 31 декабря фиксированный платеж в сумме 20% от стоимости так называемого страхового года, который исчисляется умножением суммы МРОТ на 12 месяцев.

Итак, если в 2010 году организации и предприниматели, применяющие УСН, начисляли и уплачивали с выплат в пользу работников только взносы на обязательное пенсионное страхование, причем по льготной ставке (подп. 2 п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), то с 2011 года им придется дополнительно начислять взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС), а также на обязательное медицинское страхование (в федеральный и территориальные фонды ОМС) по тем же ставкам, что и для «общережимников».

С выплат лицам 1967 года рождения и моложе пенсионные взносы распределяются в следующем порядке (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ):

  • по ставке 20% перечисляются взносы на страховую часть трудовой пенсии;
  • 6% - на накопительную часть трудовой пенсии.

Пункт 2.1 введен в действие подпунктом «б» пункта 19 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ и вступил в действие с 1 января 2011 года.

Отчетность по пенсионным и медицинским обязательным взносам принимает территориальное отделение ПФ РФ. По обязательным взносам с фонда оплаты труда работников отчетность ежеквартальная, она должна сдаваться по 30 число следующего месяца за отчетным кварталом. Отчетность по фиксированным платежам ИП принимается по 1 марта следующего года.

Кроме того, все работодатели будут обязаны ежеквартально отчитываться по персонифицированному учету заработной платы. Вся отчетность для предприятий с численностью работников выше 50 человек должна сдаваться по электронным каналам связи с цифровой подписью руководителя и главного бухгалтера.

Напоминаем, что территориальные органы ПФ РФ наделены правами штрафовать за несвоевременное предоставление отчетности.

Уменьшение налога на взносы во внебюджетные фонды

После принятия изменений многие организации и предприниматели оказались в сложной ситуации. Организации и индивидуальные предприниматели, работающие по УСН, уплачивают единый налог, структура которого составляет:

90% - в бюджет субъекта РФ;

5% - в ФСС;

4,5% - в ТФОМС;

0,5% - в ФФОМС.

В связи с чем возник вопрос: почему работающие по УСН организации должны дважды платить во внебюджетные фонды?

В ответ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ опубликовал Письмо от 20 января 2011 года № 03-11-06/2/06 «Об учете налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумм страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды». Посмотрим, насколько оно внесло ясность в этот вопрос.

Страховые взносы должны платить все предприниматели. Средства перечисляются во внебюджетные фонды и касаются каждого сотрудника. Об особенностях их оплаты, размерах, сроках и возможных ошибках идет речь ниже.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования:

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.

Особенности контроля за СТВ

Длительное время вопросы исчисления и уплаты СТВ регулировались законом, принятым в 2009 г. С 2017 г. их администрирование поручено налоговикам, и вопросы относительно уплаты освещены в НК (Гл. 34). В настоящее время плательщикам СТВ следует руководствоваться положениями этой главы. Те основные принципы, которые касаются налогов, получили распространение и на СТВ.

С первого квартала 2017 г. расчеты по СТВ отправляются не в ПФР, а налоговикам. Они становятся частью НК.

Под контролем ФСС остаются только СТВ касательно травматизма. Фонд по-прежнему принимает надлежащую отчетность.

Тарифы страховых взносов в 2017-2019 г.

Установленные тарифы бывают общими и пониженными.

Для большинства налогоплательщиков действуют такие размеры отчислений: (нажмите для раскрытия)

Ныне действующие тарифы остаются без изменений на протяжении трех лет.

Для определения размеров взносов в ПФР и ФСС установлена предельная базовая величина. Она составляет соответственно 711,0 тыс. руб. и 670 тыс. руб. Свыше установленного лимита средства в ПФР перечисляются по ставке пониженной – 10%, а в остальные фонды не направляются совсем.

Что касается тарифа на ОМС, то его размер не находится в зависимости от объема выплат зарплатных. В 2017 г. все доходы без каких-либо ограничений облагаются ставкой в 5,1%.

Конкретный тариф СТВ в ФСС зависит от того, к какому классу профриска относится деятельность работодателя. Предприятие перечисляет от 0,2% до 8,5%, страхуясь от несчастных случаев.

Важно! Предельный размер, служащий базой для СТВ, должен индексироваться ежегодно. Основой является рост заработка в среднем по стране.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0 0 0
ИП на ПСО 20,0 0 0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Сроки и последовательность уплаты СТВ во внебюджетные фонды

Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

Важно не забывать, что:

  • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
  • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

Последовательность уплаты СТВ:

  1. Суммы фиксируются в процессе начисления зарплаты.
  2. Страхователь уплачивает их в течение предусмотренного отрезка времени – заполняет платежки с соответствующими реквизитами и суммами, проводит их через банк.
  3. Плательщик составляет соответствующие проводки и ведет учет начислений и уплаты СТВ.
  4. Формируются ежеквартально соответствующие отчеты и направляются в ИФНС и ФСС.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

  • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
  • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

Пеня составляет:

180 000 · 9,25% * · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

* ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

Дт 99 КТ 69 1 665,0 пеня начислена

Дт 69 Кт 51 1 665,0 пеня перечислена в бюджет

Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

Особенности уплаты взносов ИП

Для ИП тариф СТВ в ПФР составляет 26%, в ФОМС – 5,1%. Расчет производится исходя минимального заработка. Его размер с 01 июля 2017 г. – 7800 руб. Предыдущая величина – 7500. Именно она используется в определении суммы СТВ фиксированной, поскольку в НК предусмотрен расчет за МРОТ на начало календарного года.

Когда годовые поступления ИП не больше 300 тыс. руб., размер СТВ в ПФ составит:

7500 · 12 мес. · 0,26 = 23 400,00

При превышении поступлений 300 тыс. руб., ему потребуется дополнительно к сумме, рассчитанной выше, добавить еще 1% от поступлений, переваливших за указанную величину.

Максимальный годовой размер СТВ в ПФ для ИП – 187,2 тыс. руб. (восьмикратная величина МРОТ).

На СТВ в ФОМС доход не влияет. За год они составляют:

7500 · 5,1% · 12 мес. = 4 590,00 руб.

Взносы в ФСС индивидуальный предприниматель уплачивает добровольно. Когда ИП примет решение об их внесении, то размер составит:

7500 · 2,9% · 12 мес. = 2 610,00 руб.

Важно! Основой расчета СТВ является МРОТ на начало календарного года.

Распространенные ошибки в уплате СТВ

На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.

Среди других распространенных ошибок выделяются такие: (нажмите для раскрытия)

  1. Несоответствие паспортных данных сотрудника и его ФИО, СНИЛС. Подобные искажения определяются автоматически, и расчет не принимается. Налогоплательщик получает информацию о наличии ошибки. Ему следует сделать исправления и сдать уточненный расчет. В данном случае штраф отсутствует.
  2. Несовпадения между общей суммой СТВ и их размерами по отдельным сотрудникам. Уточненный расчет сдается и в этом случае.
  3. Расчет СТВ для иностранного специалиста компании, временно проживающего в стране, работающего по договору, проделан по неправильному тарифу. Бухгалтер не учел, что сотрудник – специалист высокой квалификации. Для подобных работников-иностранцев следует проводить начисление взносов только по травматизму. Иные СТВ отсутствуют. Бухгалтеру понадобится провести перерасчет и отправить дополнительный отчет.

Проводки для перечисления сумм СТВ и формула расчета

Счета бухучета СТВ остаются неизменными. Только не помешает учесть возможность доначислений взносов за периоды, уже прошедшие. Разумно ввести дополнительные субсчета к сч. 69.

Основные бух. записи по СТВ такие:

Чтобы определить расчетную базу СТВ, используется формула:

СТВ рассчитывается так:

СТВ = Расч. база · тариф

Пример 2. Маркетологу ООО «Вектор» Литвиновой Р. Л. в апреле начислена зарплата 32 250 руб. Десять дней она проболела. Сумма пособия – 10 750 (за счет работодателя 3225, и ФСС – 7525). Проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб. Операция
44 70 32 250 Начисление заработка за апрель
44 69.1 935,25 Начисление СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству
44 69. 2 7 095,0 СТВ по пенсионному страхов.
44 69,3 1 644,75 Взносы по мед. страхованию
44 69.11 258,00 Взносы по страхованию от несч. случаев
44 70 3225,0 Больничное пособие за счет работодателя начислено
69.1 70 7525,0 Пособие за счет ФСС начислено
69.2 51 7 095,0 Взносы в ПФ уплачены
69.3 51 1 644,75 Уплата СТВ по медстраховке
69.11 51 258,00 Уплата в ФСС взносов по травматизму
51 69.1 6589,75 * Возмещение от ФСС получено

*ФСС при возмещении учитывает сумму СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству.

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.

В нашем государстве финансовые ресурсы, которые привлекаются специально для общественных нужд, перераспределяются внебюджетными фондами. Такие организации являются одной из составляющих общественной финансовой системы и пополняются за счет налогов, сборов, займов и бюджетных средств. Каковы же размеры отчислений в эти фонды в текущем году?

Функциональные особенности внебюджетных фондов

Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.

Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.

К функциям государственных внебюджетных фондов относят:

  • влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
  • обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
  • оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
  • предоставление денежных займов для иностранных государств.

Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.

Государственные внебюджетные фонды и их группы

Все внебюджетные фонды можно разделить на несколько групп, имеющие определенное назначение:

  1. Целевое:
    • экономические (для урегулирования процессов, связанных с хозяйственными государственными службами, предоставления субсидий и кредитов частным, а также государственным компаниям);
    • социальные (для оказания помощи различным социальным слоям населения нашей страны);
    • научно-исследовательские (помогают в финансировании всяческих исследований в области науки);
    • кредитные (для формирования ресурсов, которые государство использует в качестве возврата задолженностей и уплаты процентов).
  2. Управленческое:
    • общегосударственные;
    • региональные.

Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды. Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности. Рассмотрим каждый более подробно.

  1. ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:
    • страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);
    • отчислениям из Госфонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);
    • взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий.
  2. ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:
    • страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);
    • доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);
    • ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);
    • сумм штрафов и т. д.

При этом их денежных средств фонда оплачиваются:

  • пособия, официально назначенные при временной нетрудоспособности (больничные, декретные);
  • дополнительные выходные дни, используемые для ухода за ребенком-инвалидом;
  • средства на оплату санаторно-курортного лечения, путевок в детские лагеря с целью оздоровления;
  • содержание детских спортивных школ (аренда помещений, заработная плата тренерам и подобное);
  • расходы на проведение разъяснительной работы среди местного населения.

Это специализированная структурированная организация, представляющая собой часть государственной системы, созданной специально для защиты граждан нашего государства. Федеральное законодательство предусматривает все нюансы, связанные с деятельностью этого внебюджетного фонда, и дает определенные гарантии в выплате всех предусмотренных пособий.

  1. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную. Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:
    • налоговые отчисления;
    • средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);
    • различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.

Все денежные средства, накапливаемые здесь, предназначаются для:

  • неработающего населения, в том числе и детей;
  • реализации запланированных обязательных страховых мероприятий;
  • обеспечения медикаментами определенных категорий российских граждан.

Этот фонд следит за рациональным и эффективным использованием денежных вложений россиян в систему обязательного медицинского страхования.

Эти внебюджетные фонды специалисты относят к федеральной собственности, потому что они выполняют ряд задач, касающихся социальной защиты населения, его благосостояния, сохранения здоровья и оказания ряда определенных услуг. Они имеют свою отчетность, которую представляют в обязательном порядке на рассмотрение и утверждение правительством нашей страны. При этом все денежные операции контролируются специально назначенным органом – Федеральным казначейством.

Отчисления и ставки в 2019 году во внебюджетные фонды

Производить все плановые отчисления во внебюджетные государственные фонды должен только работодатель, а не сам работник. Процедура такого отчисления заключается в следующем: бухгалтер организации (компании, фирмы, предприятия) при проведении расчета зарплаты отдельно взятого рабочего, пользуясь официально утвержденными тарифными ставками, высчитывает необходимую сумму и перечисляет деньги в каждый из них.

В текущем 2019 году действуют такие тарифные ставки для работающих граждан нашего государства:

  1. Для ПФР – 22% (при зарплате больше 800 тысяч рублей – 10%), выплачивается в виде одного платежа, который не разбивается на какие-либо структурные части (как было раньше – страховую и накопительную). Предусмотрен срок оплаты – до 15 числа каждого месяца.
  2. Для соцстраха – 2,9% (при заработной плате до 723 тысяч рублей свыше этой суммы отчисления в этот фонд не производятся), также является одной из ежемесячных выплат, со сроком до 15 числа каждого месяца.
  3. Для медицинского страхования – 5,1% (здесь федеральное законодательство ограничений не предусматривает), хотя некоторые работодатели могут воспользоваться пониженными тарифами, которые устанавливает Федеральный закон в определенных случаях.

Пониженные тарифные ставки во внебюджетные фонды

Некоторые российские ИП, пользующиеся УСН (упрощенной системой налогообложения), могут совершать обязательные выплаты во внебюджетные фонды по страховым пониженным тарифным ставкам. В эту категорию попадают такие сферы производственной деятельности:

  • пищевая продукция;
  • швейные и текстильные товары;
  • изделия из дерева;
  • готовые металлические изделия, в том числе различные виды машин и оборудование к ним;
  • образовательные услуги;
  • обработка вторсырья;
  • строительство;
  • мебельное производство;
  • область здравоохранения и услуги, предоставляемые в этой сфере;
  • спортивная деятельность и т. д.

С полным списком налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифные ставки выплат во внебюджетные фонды, можно ознакомиться в 58-й статье Федерального закона или пройдя по ссылке http://rabotniks.ru/wp-content/uploads/2015/12/Пониженные-тарифы.jpg.

Эти тарифы предусматривают выплату обязательных отчислений только в Пенсионный внебюджетный фонд в виде 20% от начисленной заработной платы. А отчисления в остальные два фонда (соцстраха и медицинского страхования) не производятся вообще.

Фиксированная сумма страховых взносов, причитающаяся к уплате в 2015 году, составляет:

  • в ПФР - 18 610, 80 руб. (5965 руб. х 26% х 12 мес.);
  • в ФФОМС - 3650,58 руб. (5965 руб. х 5,1% х 12 мес.),

5965 руб. - минимальный размер оплаты труда в 2015 году;

26% - тариф страховых взносов в ПФР;

5,1% - тариф страховых взносов в ФФОМС.

Если годовой доход предпринимателя превысит 300 000 руб., ему следует доплатить в ПФР еще 1% с суммы превышения.


Обратите внимание

Общая сумма страховых взносов в Пенсионный фонд, перечисляемых за себя ИП с доходом свыше 300 000 руб., ограничена предельной величиной (пп. 2 п. 1.1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В 2015 году она составляет 148 886,40 руб.


Следовательно, если годовой доход предпринимателя-«упрощенца» превысит 300 000 рублей, он должен рассчитать сумму страховых взносов с учетом 1%-ной доплаты в ПФР. А затем сравнить полученную величину с максимальным размером страховых взносов, которые могут быть перечислены в Пенсионный фонд. Если рассчитанный фиксированный платеж превысит максимальный, в ПФР нужно уплатить 148 886,40 руб.

По мнению Минфина, предприниматели на УСН с объектом «доходы минус расходы» могут учесть в расходах страховые взносы за себя, включая взносы, исчисленные с суммы дохода сверх 300 000 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В то же время, напоминают финансисты, при определении объекта налогообложения «упрощенцы» учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Не учитываются:

  • доходы по статье 251 Налогового кодекса;
  • доходы ИП, облагаемые НДФЛ по ставкам 35% и 9%.

Это предусмотрено статьей 346.15 Налогового кодекса.

Исходя из всего сказанного, чиновники приходят к следующему заключению. Для расчета пенсионных взносов с суммы дохода предпринимателя-«упрощенца», превышающей 300 000 руб., надо учитывать только доходы (доходы от реализации и внереализационные доходы) без уменьшения их на расходы. Причем вне зависимости от того, какой объект налогообложения применяет ИП (письмо Минфина России от 27 марта 2015 г. № 03-11-11/17197).

Взносы за неполный год

Если ИП зарегистрировался в налоговой инспекции в середине года, то размер фиксированного платежа он определяет пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с месяца начала деятельности. Поясним на примере.



Свидетельство о регистрации выдано предпринимателю 23 сентября. Предположим, что МРОТ равен 5965 рублям. Предприниматель вел деятельность 3 полных месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) и 8 дней сентября. В сентябре 30 календарных дней. По итогам года он должен уплатить:

В ПФР - 5066,27 руб. (18 610,80 руб. : 12 мес. × 3 мес. + 18 610,80 руб. : 12 мес. : 30 дн. × 8 дн.);
- в ФФОМС - 993,77 руб. (3650,58 руб. : 12 мес. × 3 мес. + 3650,58 руб. : 12 мес. : 30дн. × 8 дн.).



ИП платят страховые взносы за себя в особом порядке. Читайте об этом в Бераторе. Набирайте в поисковой строке: «Как рассчитать взносы во внебюджетные фонды с доходов предпринимателя на УСН».

Лучшее решение для бухгалтера

Бератор - это электронное издание, которое найдет лучшее решение для любой бухгалтерской задачи. По каждой конкретной теме есть все необходимое: подробный алгоритм действий и проводки, примеры из практики реальных компаний и образцы заполнения документов.

© 2024 ferrum-store.ru - Бизнес Портал - FerrumStore