Когда закончится кризис в беларуси прогноз. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация

Когда закончится кризис в беларуси прогноз. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация

Свой прогноз в конце августа озвучил глава Минэкономразвития(МЭР) РФ Максим Орешкин : темпы роста мирового ВВП опустятся в 2019 г. ниже 3%, что станет худшим показателем за последние 10 лет. В таких обстоятельствах рассчитывать на бурное развитие экспорта не приходится. И перспективы экономики РФ тоже ухудшаются. По расчетам МЭР, наиболее вероятно, что 2020 г. она вырастет только на 1,7% вместо ожидавшихся 2%, замедлится рост зарплат, а рост курса доллара, напротив, ускорится.

Уже сейчас МЭР опасается, что по итогам 2019 г. рост реально располагаемых доходов населения составит всего 0,1% вместо ранее объявленного 1%. А независимые эксперты утверждают, что 2020 г. наши доходы могут вовсе упасть. Почему? Откуда придет новый кризис? «АиФ» обсудил эти вопросы с заместителем директора группы макроэкономического анализа Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрием Куликовым .

Чужие войны

Алексей Макурин, «АиФ»: — Август стал худшим месяцем для рубля в этом году: доллар подорожал на 5,2%. Новые трудности уже начались?

Дмитрий Куликов : — Пока на рубль влияют давно ожидавшиеся события. Сначала его толкнуло вниз объявление антироссийских санкций, анонсированных в США еще год назад. А потом не дало возможности восстановиться падение мировых цены на нефть, что отчасти вызвано ожиданиями введения в США новых трубопроводов, позволяющих поставлять больше американской нефти на мировой рынок. Но в целом дела в Штатах идут сегодня заметно хуже, чем раньше. Наш прогноз показывает, что по итогам 2019 г. темпы роста экономики США могут упасть в 2 раза по сравнению с 2018-м, а в 2020 г. вообще уйти в минус. Это ухудшит ситуацию во всем мире, включая Россию.

— Большинство прогнозов, касающихся вероятности нового мирового кризиса, сходятся на 2020-2021 гг. Почему?

— Это показывает анализ развития кризисов в США. В последние полгода там сложилась такая ситуация, когда краткосрочные займы обходятся государству и компаниям дороже, чем выпуск долгосрочных долговых обязательств. Это очень важный индикатор, который проявлялся за последние 50-60 лет несколько раз и в большинстве случаев предвосхищал экономический спад. Падение при этом начиналось минимум через 9, максимум - через 20 месяцев после того, как такой индикатор срабатывал. И получается, что самые негативные ожидания приходятся на 2020 г.

Не факт, что все опасения сбудутся. Точно предугадать начало и масштабы кризиса невозможно. Для этого надо знать, в какой момент времени сойдутся все негативные факторы. Но любая неопределенность угнетает экономику. Компании тормозят новые проекты, предпочитая сберечь деньги на черный день. А так как экономика США очень большая, это ведет к падению спроса на мировых рынках и вызывает проблемы в таких странах, как наша, которые активно экспортируют сырье и товары.

— В каком случае события пойдут по пессимистическому сценарию?

— Если будет разрастаться торговая война между США и Китаем. Она усилит протекционистские настроения в других частях мира и негативно скажется на всей международной торговле. Если же введение новых пошлин, о которых Трамп объявил в августе, будет отложено, как это было уже не раз, есть надежда, что масштабного кризиса не случится, и дело обойдется краткосрочным застоем.

Сейчас есть опасность замедления экономического роста почти до нуля не только в США, но и в странах, являющихся главными торговыми партнерами американцев в Европе. Например, в Германии, Великобритании и Франции. В каких странах конкретно - это зависит от того, как повлияют на политические и торговые отношений между Европой и США события на «китайском фронте».

— Почему для России эти чужие войны опасны?

— Мы связаны торгово-финансовыми отношениями со всем миром. Темпы роста экономики РФ при этом невелики. В результате любой ощутимый внешний шок вызывает ее падение со всеми вытекающими последствиями. Приходится думать уже не о реализации стратегических задач, а о затыкание дыр. В руках правительства остается меньше ресурсов, позволяющих проводить политику, направленную на развитие экономики и рост доходов людей.

Масштаб проблемы

— Что будет с ценами на нефть и рублем, случись самое худшее?

— Если рост мировой экономики сильно замедлится (по нашему пессимистическому прогнозу - до 0,8% в год), то, в 2020 г. средняя цена российской нефти понизится до 40 долл. за баррель, а среднегодовой курс доллара может краткосрочно достигать почти 80 руб. (см. таблицу).

— А в районе 70 руб. курс может быть уже в конце этого года?

— Да. Но для этого нужно, чтобы спад в крупных странах Европы или США начался уже осенью. Если же будет просто сохраняться неопределенность на нынешнем уровне или чуть выше, рубль, вероятно, будет покрепче. Такое развитие событий отражает наш базовый (текущий) прогноз, основанный на продолжении торговых войн, но без дополнительных шоков. А затем в 2021 г. начнется восстановление темпов экономического роста.

— То есть кризис будет не очень глубоким?

— Есть надежда на это. За последние 20 лет мир накопил большой опыт в регулировании финансовой сферы и организации национальных бюджетов. В банковских системах многих развивающих стран иностранные валюты занимают теперь примерно одинаковую долю с национальными. И валютный шок уже не приводит к таким катастрофическим последствиям, как в прошлые годы.

Страховка для России

— Готова ли мы к новым трудностям?

— По сравнению со многими странами, у нас сегодня очень устойчивая экономика. В очень хорошем состоянии госфинансы, низкий госдолг, бездефицитный бюджет, очень высок объем золотовалютных резервов. Но есть и проблемы, которые ставят устойчивость под угрозу. Это топливная ориентация экспорта. Это низкая по мировым меркам доля инвестиций, идущих на реализацию новых проектов. И это политическая напряженность в отношениях с Западом, которая ограничивает торговлю с другими странами.

— Министр экономики Максим Орешкин уже не раз заявлял, что Россия будет развиваться, опираясь на собственные силы, а возможность мирового спада в государственные программы уже заложена. Это так?

— По большей части, да, федеральный бюджет формируется сейчас исходя из консервативных цен на нефть. И действует правило, по которому валютные доходы государства, полученные от продажи нефтяного сырья сверх определенной цены, не расходуются, а поступают в Фонд национального благосостояния. На 2019 г. установлена цена в 41,6 долл. за баррель. Поэтому пока среднегодовая стоимость нефти не опустится ниже этой отметки, никаких угроз для бюджетной сферы не возникнет.

При этом все сценарии развития страны, на которых основаны программы МЭР, на наш взгляд, подразумевают достаточно мягкие внешние условия. Наши прогнозы более жесткие.

Сигналы тревоги

— За какими новостями нужно следить, чтобы понять приближается кризис или отступает?

— Тревожные сигналы - негативная информация об ухудшении дел в США, Китае и ведущих странах Европы. Именно от них зависит спрос на основные экспортные товары России - нефть, газ, уголь. Позитивные показатели - сообщения о наращивании российского несырьевого экспорта: сельхозпродукции, материалов и оборудования. Важно также хорошее самочувствие нашего банковского сектора. От него зависит нормальная работа всех остальных отраслей. А опасность введения очередных антироссийских санкций сейчас понизилась и отступила на второй план.

— Как вести себя, чтобы защититься от последствий мировых финансовых катаклизмов?

— Надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Это главная личная политика. Если вы не уверены в стабильности своих доходов, то рационально позаботиться о создании подушки безопасности в надежной форме. В какой? Тут трудно дать конкретный совет, который всем подойдет. Лучше ориентироваться на собственный опыт, используя такие инструменты, которые давали результат в прошлые годы. Кризисов в России уже было немало, и многие успели наработать личную антикризисную практику.

Как могут развиваться события в экономике

Сценарий 2019 2020 2021
Цена нефти Urals, долл. Текущий 61 53 53
Пессимистический 57,9 40,1 45
Рост мирового ВВП, % Текущий 2,2 1,3 2,7
Пессимистический 1,9 0,8 3
Рост ВВП РФ, % Текущий 0,9 0,8 1,8
Пессимистический 0,6 -2,2 1,9
Рост реальных располагаемых доходов населения, % Текущий 0,2 0,3 0,9
Пессимистический -0,4 -4,1 0,9
Превышение доходов федерального бюджета над расходами, % Текущий 1,3 0,1 -0,3
Пессимистический 1,4 -1,5 -1,2
Среднегодовой курс доллара, руб. Текущий 67,1 73,8 67,3
Пессимистический 68,4 79,5 68,9

По прогнозу АКРА, сделанному в июле 2019 г.

За последний месяц практически все авторитетные международные организации ухудшили экономический прогноз по Беларуси. Они ожидают, что белорусскую экономику в 2020 году ждут низкие темпы роста, близкие к стагнации. Этот сценарий разделяют и белорусские экономисты.

Потенциал белорусской экономики: диагноз кредиторов

Накануне Нового года многие организации пересматривают прогнозы по Беларуси и говорят о том, что без структурных преобразований в экономике темпы экономического роста в 2020 году будут весьма низкими.

Так, Всемирный банк полагает, что белорусская экономика в 2020-2021 годах будет замедляться. Рост ВВП на уровне 0,9% в будущем году, и на 0,5% в 2021-м.

Чуть оптимистичней смотрит на Беларусь наш давний восточный кредитор - Евразийский банк развития, который прогнозирует рост на 1,5% в 2020-2021 годах.

Международный валютный фонд выдал наименее оптимистичный прогноз и ждет в нашей стране в будущем году рост на 0,3%, то есть фактически стагнацию.

Немного позитивнее смотрит на нашу страну Европейский банк реконструкции и развития. Согласно прогнозу банка, рост ВВП в Беларуси составит в 2020 году 1,2%. К слову, по сравнению с предыдущим (майским) прогнозом по росту белорусской экономики на 0,6 процентного пункта.

По мнению ЕБРР, экономические перспективы Беларуси зависят от поступления прямых иностранных инвестиций. К слову, ЕБРР уже несколько лет готовит в нашей стране несколько приватизационных сделок, но пока ни одна из них не привела к притоку прямых иностранных инвестиций.

«Сделать следующий шаг в развитии Беларусь вряд ли сможет сама, ей потребуются прямые иностранные инвестиции», - прокомментировал по просьбе БелаПАН экономические перспективы Беларуси первый вице-президент ЕБРР Юрген Ригтеринк.

Приток иностранных инвестиций в Беларусь будет зависеть от исхода приватизационных проектов, считают в ЕБРР.

«Мы понимаем те опасения, которые испытывало правительство, и осмотрительность к приватизации. Однако очевидно, что в отдельных отраслях (в банковском секторе, в пищевой промышленности) уже созданы условия [для приватизации], и правительству следует сделать следующий шаг», - сказал Ригтеринк.

По мнению ЕБРР, финансовая стабильность, достигнутая в стране, - важное условие для экономического роста, но недостаточное.

«Без прорывных шагов по улучшению бизнес-среды, без привлечения инвесторов посредством приватизации и коммерциализации госпредприятий будет очень сложно ускорять темпы экономического роста и сближать уровень жизни в Беларуси с соседними странами» , - считает глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский .

В краткосрочной перспективе темпы экономического роста в Беларуси зависят от исхода переговоров с Россией, полагают в ЕБРР.

«Ожидается, что экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и до 1,2% в 2020 году. Будущий рост зависит от перспектив Беларуси получить компенсацию за российский налоговый маневр, последствия которого [для белорусской экономики] остаются неясными», - говорится в макроэкономическом обзоре ЕБРР.

Самый благоприятный сценарий и наибольшая угроза

Белорусские экономисты в целом разделяют прогнозы международных финансовых организаций и ожидают, что страну ждут низкие темпы экономического роста - в районе 1% (максимум 2%).

Так, Исследовательский центр ИПМ предполагает, что в 2019-2021 годах темпы экономического роста в Беларуси составят 1,2%, 1% и 0,8% соответственно. Базовый прогноз основывается на том, что Россия не компенсирует нашей стране последствия налогового маневра, и в условиях выпадающих доходов возможностей поддержать рост экономики у властей не будет.

В свою очередь, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) предполагает, что отдельно в 2020-м возможен рост ВВП на 2% с учетом того, что в будущем году предполагается существенное увеличение предвыборных расходов бюджета (на увеличение зарплат), что позволит увеличить внутренний спрос.

Однако среднесрочный прогноз у всех независимых экспертов один и тот же: без структурных реформ в экономике рост будет близок к 1-2%, а то и к нулю. К этому сводятся ожидания многих наблюдателей.

«Низкие темпы экономического роста - это самый вероятный результат при текущем сценарии, поскольку качественных изменений в экономике не происходит», - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН научный сотрудник BEROC Мария Акулова .

Самый неблагоприятный среднесрочный сценарий, по мнению экспертов, заключается в том, что текущие белорусско-российские нефтегазовые переговоры приведут к постепенной утрате экономического суверенитета.

К слову, посол Беларуси в России Владимир Семашко на днях заявил, что получить компенсацию за налоговый маневр Беларусь в полном размере сможет в 2022 году после унификации налогового законодательства с Россией.

К слову, в проекте документов по углублению экономической интеграции с Россией изначально был пункт о принятии единого Налогового кодекса Беларуси и России.

«Если будет единый Налоговый кодекс, это будет означать, что Беларусь утратит возможность самостоятельно проводить фискальную политику, определять ее в соответствии со своими потребностями. Если мы пойдем на единый Налоговый кодекс с Россией, мы утратим часть экономического суверенитета», - отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук .

По мнению экспертов, сценарий углубления экономической интеграции с Россией не должен быть основным и единственный вектором внешней политики Беларуси.

«Переговоры об углублении экономической интеграции с Россией вызывают беспокойство, не хотелось бы попадать под еще большее влияние со стороны Москвы. В Беларуси и в России сейчас низкие темпы экономического роста, и сближение с восточным соседом не принесет нашей экономике дополнительную пользу», - полагает Мария Акулова.

Для экономического развития необходимо строить отношения не только с Россией, но и учитывать опыт экономической политики западных стран, считают эксперты.

«МВФ готов предоставить длинные и дешевые средства для проведения реформ в белорусском госсекторе и повышения экономического потенциала страны. Нам нужно искать решение экономических проблем не только на Востоке, но и на Западе» , - отмечает Акулова.

Возможно, в 2020-м, если угроза экономическому суверенитету станет более явной, власти об этом всерьез задумаются. А пока выстраивать экономическую политику с учетом рекомендаций западных кредиторов официальный Минск не спешит, констатируют экономисты.

«Самый благоприятный сценарий для белорусской экономики - переформатирование политики, готовность проводить структурные реформы по разным направлениям и возобновление переговоров с МВФ о кредитной программе. Однако пока политической воли принять этот сценарий не наблюдается», - резюмировал Дмитрий Крук.

Процесс белорусско-российской интеграции, который тянется уже 20 лет, долгие годы позволял экономике Белоруссии поддерживать существование политического режима Александра Лукашенко . За годы независимости страна пережила несколько экономических кризисов, но ни один из них так и не стал причиной роста социальной напряженности в стране. Белорусский лидер всегда умело использовал складывавшуюся ситуацию, а Россия, несмотря на недовольство действиями своего союзника, всякий раз приходила Минску на помощь. Однако то, что в прошлые годы рассматривалось в Белоруссии как устоявшаяся система, при которой кризис сменяется периодом роста и сохранением российских субсидий, сегодня, по всей видимости, уходит в прошлое. Как считают эксперты, в настоящее время перед белорусской социально-экономической моделью встали куда более серьезные проблемы, чем прежде, а на горизонте замаячил очередной кризис, последствия которого могут быть самыми печальными.

О том, что с экономикой Белоруссии не все в порядке, аналитики говорят уже достаточно давно. Однако вплоть до 2019 года, несмотря на падение уровня жизни белорусов , сокращение ВВП, продолжающуюся инфляцию, сокращение производства и прочие явно негативные сигналы, власти республики продолжали утверждать, что ничего страшного в стране не происходит. С началом же процесса переговоров по дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства (СГ) такая риторика перестала выдерживать какую-либо критику. После сокращения финансирования местной экономики со стороны России и подконтрольных ей финансовых структур оказалось, что процесс стагнации в Белоруссии стал набирать обороты. Можно вспомнить, что РФ фактически отказалась от предоставления Минску согласованного ранее кредита в размере $ 600 млн, а затем и Евразийский фонд развития (ЕАБР) не перечислил Минску последний транш в размере $ 200 млн. Такой серьезный минус в финансах республики не мог не отразиться на настроении белорусских властей, где с середины года начали напрямую говорить о том, что стране придется затянуть пояса. Результатом всего этого стал республиканский бюджет на 2020 год, который был принят парламентом Белоруссии в ноябре.

Согласно планам белорусского правительства, впервые за последние шесть лет бюджет республики станет дефицитным - минус 995,1 млн белорусских рублей (около $ 475 млн), или 0,7% ВВП. При этом документ был рассчитан не по пессимистическому, а по базовому сценарию развития экономики: прирост ВВП заложен на уровне 1,9%, инфляция - 5%, ставка рефинансирования - 9,5%, цена нефти - $ 60 за баррель. В правительстве не скрывают, почему в следующем году республика будет вынуждена тратить больше, чем заработает. Основными факторами, негативно влияющими на доходы, были названы нерешенные проблемы в белорусско-российских отношениях. Например, влияние «налогового маневра» в нефтяной отрасли РФ (минус 537 млн рублей, или около $ 255 млн), прекращение «перетаможки» российской нефти (минус 951 млн рублей, или более $ 450 млн), а также рост цен на газ, который также поступает из России. Всего же общие потери бюджета, связанные с нерешенностью вопросов с Москвой, могут составить 1,9 млрд рублей, или более $ 900 млн.

За несколько дней до празднования 20-летия создания Союзного государства ни в Минске, ни в Москве все еще не могут ответить на вопрос, удастся ли решить хотя бы половину скопившихся за последние годы проблем двустороннего сотрудничества. Как отмечали премьер-министры Белоруссии и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев после прошедшей 19 ноября в подмосковных Горках встречи, стороны по-прежнему находятся на пути согласования дорожных карт в сфере экономики. При этом основные проблемы, в первую очередь в нефтегазовой сфере, и вовсе должны решить Александр Лукашенко и Владимир Путин на предстоящем в декабре Высшем государственном совете СГ. Однако, как было позже заявлено государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой , на конец ноября даты заседания так и не было назначено. Хотя изначально предполагалось, что оно пройдет на 20-летие подписания Союзного договора - 8 декабря.

На фоне неизвестности по поводу того, как сложится дальнейшее сотрудничество стран по вопросам поставок нефти и газа, а также компенсации за «налоговый маневр», многие экономисты заявили, что в 2020 году могут повториться события восьмилетней давности. В 2011 году в Белоруссии разразился один из серьезнейших кризисов в экономике, когда белорусский рубль девальвировался в три раза, инфляция за год составила 108,7%, а уровень жизни простых граждан упал практически вдвое. При этом последние действия белорусских властей говорят о том, что они начали усиленно готовиться к развитию именно такой ситуации.

В октябре падение реальных доходов россиян стало максимальным с 1999 года. но чиновники рассчитывают, что в следующем начнётся рост благосостояния жителей и к концу 2018-го оно достигнет докризисного уровня.

Когда мы «развяжем» пояса, затянутые в кризис, «АиФ» рассказал Юрий Веселов, доктор социологических наук.

Юрий Веселов: Этот экономический кризис будет одним из самых долгих и ощутимых для населения. Потому что заплатило за него не государство, например, своими резервами на поддержание курса рубля или сокращением расходов на госаппарат, а обычные россияне. Поскольку наша страна зависит от импорта по многим показателям, всю курсовую разницу оплачиваем мы с вами. Сейчас, пройдя валютный, банковский кризисы, падение реального промышленного производства, мы вошли в «социальную стадию», когда сокращаются реальные доходы населения, уровень потребления и так далее. И их восстановление в следующем году невозможно.

По прогнозам на 2017-й, рост ВВП составит от 0 до 1%. За счёт чего увеличатся доходы, если не будет роста производства?

А выходить из кризиса мы будем также поэтапно, сначала восстановится финансовая сфера, производственная и в последнюю очередь - доходы россиян. Так что, скорее всего, лишь в конце 2018-го мы увидим положительную динамику в экономике страны. Но для этого нужны структурные реформы. Пока у нас рассчитывают на чудеса и замерли в ожидании возвращения высоких цен на нефть.

Деньги - есть

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: При этом Минфин обдумывает различные варианты пополнения бюджета, в том числе за счёт повышения нагрузки на зарплаты россиян. Уже предлагалось поднять подоходный налог с нынешних 13% до 15-16%, повысить НДС, изменить систему уплаты страховых взносов…

Увеличивать и без того высокую налоговую нагрузку на граждан сейчас экономически невыгодно. Да, работодатель переводит 13% подоходного налога с зарплаты сотрудников. Но, кроме того, он отчисляет 22% на каждого работника в Пенсионный фонд, ещё 5,1% в фонд ОМС, 2,9% в фонд соцстрахования - итого 43%. Уже многовато! Давайте сравним с другими странами. Показателем налоговой нагрузки на экономику страны считается доля налогов в процентах от ВВП. Так вот - в этом отношении оплот капитализма США с их 28% мы уже давно обогнали, достигнув цифры в 35%.

Конечно, в соседней Швеции это все 50%. Но здесь встаёт вопрос - а что население получает за эти отчисления в бюджет? Пусть правительство объявляет о повышении транспортного налога, но гарантирует, что эти деньги пойдут на новые дороги и мосты.

В Германии немец спешит платить взносы в пенсионный фонд, так как знает, что в старости будет обеспечен. В России никто таких гарантий не даёт, доверия населения к налоговой системе нет. Поэтому увеличение налоговой нагрузки приведёт лишь к теневому бизнесу и «серым» зарплатам.

Однако чтобы пополнить бюджет, не обязательно лезть в карман к гражданам. Деньги в государстве есть - и процесс экономии нужно начинать с госаппарата, сократив его издержки. Логично на время кризиса отказаться от затратных имиджевых проектов мирового масштаба. Бесспорно, олимпиады, футбольные чемпионаты - это почётные для страны мероприятия, но в сегодняшней экономической ситуации они нам не по карману. По этой причине Рим, Торонто, Гамбург отозвали свои заявки на проведение летних ОИ-2024. Благо и у Петербурга хватило ума её не подавать.

Кроме того, мы видим, что растут военные расходы - их уровень уже достиг 4% от ВВП, в то время как НАТО не доходит по своим странам и до 2%.

Как вы относитесь к возможному введению так называемого «налога на тунеядцев»? С «лентяев» Минтруд хочет брать около 20 тысяч рублей в год, которые пойдут на покрытие их социальных нужд…

Меня интересует вопрос: тунеядцы - это кто? Домохозяйки, которые воспитывают детей и занимаются домашними делами? Так это тоже труд, нелёгкий и достойный. Зачастую женщины работают дома больше, чем мужчины в офисе. Или в «лентяи» записали молодёжь, которая не может трудоустроиться? Непонятен и сам механизм сбора 20 тысяч рублей с людей, которые ничего не зарабатывают. К слову, хоть наши министерства и насчитали 20 миллионов «лентяев» в стране, обвинить россиян в тунеядстве нельзя. У нас 8-часовой рабочий день - это один из самых высоких показателей в мире, сравнимый, например, с Мексикой. Развитые западные страны уже давно переходят на 5-6-часовой рабочий день. Другое дело, что производительность труда у нас низкая из-за использования устаревших технологий и ручного труда.

Душим бизнес?

Благосостояние петербуржцев зависит от экономической политики в городе. На последнем ПЭФ помощник президента А. Белоусов раскритиковал работу руководства Северной столицы по созданию условий для бизнеса. А Агентство стратегических инициатив второй год подряд выставляет нам низкие оценки инвестиционной привлекательности. Это последствия экономического кризиса или малоэффективного управления?

Конечно, последствия кризиса в виде падения производства и снижения деловой активности Северную столицу обойти не могли. Другое дело, что можно пытаться этому противостоять за счёт эффективной экономической политики в рамках конкретного города. Как это делает Москва. На мой взгляд, Петербург сейчас придерживается стратегии: меньше дел - меньше проблем. Не «высовываться» с инициативами, не привлекать инвесторов, а сидеть и ждать, когда построят «Лахта центр» и «Газпром» сюда переедет вместе со всеми налогами.

При этом в своё время в город пришли крупные игроки: Nissan, Toyota, Ford, Hyundai, заводы которых сегодня не могут работать на полную мощность. А корпорация General Motors и вовсе полностью свернула производство в городе. Каждый день я проезжаю мимо завода Nissan и вижу, как рядом растёт городская свалка, запах стоит невыносимый. Достаточно любому иностранному инвестору посмотреть, какие условия созданы для бизнеса, чтобы навсегда вычеркнуть Петербург из своих планов.

Или давайте вспомним слова Белоусова на ПЭФ, что подключение к энергосетям в Москве занимает 60 дней, а в Петербурге - 81. А западный инвестор вообще привык к тому, что ему предоставляют участок уже с коммуникациями. У нас же в середине 2000-х, чтобы подключить Ikea на Парнасе, пришлось фактически привлекать федеральные власти! Один из крупнейших инвесторов в мире начинает свой бизнес в городе, а у него нет электричества - полпарковки занимают дизель-генераторы... И с тех пор ничего не изменилось.

Безусловно, есть и положительные моменты. Например, Петербург стал самым привлекательным городом для студентов. У нас активно развиваются IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика, другой вопрос - благодаря или вопреки местной экономической политике.

2 ноября петербургский парламент рассмотрит проект бюджета на следующий год в первом чтении, по поводу которого уже идут жаркие споры…

В своём выступлении о проекте бюджета на 2017 год депутат Оксана Дмитриева обвинила в непрофессионализме комитет финансов. Многие с такой оценкой согласны. От себя добавлю, что основные доходы нашего бюджета (45%) - это налог на доходы физлиц и только 26% - налог на прибыль организаций, ещё меньше - 4,8% - доходы от использования госимущества. Такое ощущение, что в городе нечего сдавать в аренду и зарабатывать на этом. Фактически петербуржцы содержат город сами и вправе спрашивать с властей - на что идут их деньги. А идут они не на развитие, а на латание дыр и часто неоправданные дотации частным и госпредприятиям. Чего только стоит соглашение с концессионером ЗСД, которому в этом году мы должны компенсировать 4,6 млрд рублей за недополученную прибыль. Неэффективное расходование средств мы наблюдаем из года в год. 190 млрд рублей из бюджета-2016 до сих пор не освоены, а это значит, что опять будет аврал, укладывание асфальта в снег и прочее. Что касается рекордного дефицита в 64 млрд рублей, то покрывать его будут за счёт наращивания госдолга и ценных бумаг. Это нормальная практика. Долги потом придётся отдавать с процентами, но это бремя ляжет на плечи уже следующих городских властей. И петербуржцев.

- Расскажите, как правильно «затягивать пояса» в кризис? На чём экономить не стоит?

Городу нельзя экономить на социальных расходах и человеческом капитале. Самим петербуржцам - на качественном питании, образовании, здоровье, путешествиях, хобби и улучшении жилищных условий. Есть универсальный рецепт экономии: если можешь - не покупай новое, почини старое.

В будущем году правительство намерено существенно ускорить темпы роста экономики, власти планируют продолжать повышать доходы населения. А насколько все эти планы осуществимы с учетом результатов работы белорусской экономики в уходящем году?

Чем он порадовал и с чем связаны главные разочарования? Эксперты БелаПАН подвели экономические итоги 2017-го.

Ирина Точицкая , научный директор Исследовательского центра ИПМ:

Положительные итоги 2017 года, на мой взгляд, связаны с деятельностью Нацбанка, которому благодаря жесткой денежно-кредитной политике удалось снизить инфляцию до исторического минимума.

С положительной точки зрения, наверное, можно также охарактеризовать принятый декрет . Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для страны. Очень важно, чтобы частный сектор мог абсорбировать трудовые ресурсы, которые будут высвобождаться с госпредприятий.

Положительный итог года и в том, что мы вышли из рецессии. При этом вызывает опасения, что одним из факторов экономического роста становится потребление домашних хозяйств, то есть внутренний спрос. Планы по увеличению зарплат - благородная задача, однако директивное ее решение может разбалансировать систему. Стабильность, которую удалось обеспечить Нацбанку, все еще достаточно хрупкая.

Также угрозой для стабильности выступает бурный в 2017 году. Несомненно, этот тренд будет приводить к росту потребительского импорта. Все это беспокоит, поскольку такое развитие событий чревато ослаблением обменного курса и несет риски ускорения инфляции.

Александр Швец , председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации:

Оглядываясь на экономические итоги 2017 года, складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, госорганы плотно поработали с бизнес-сообществом, и на выходе мы увидели пакет либеральных документов по поддержке предпринимательства.

В принятых документа прописаны простые процедуры, которые открывают возможности для самозанятости населения и ведения микробизнеса. Мы также получили упрощение технического регулирования предпринимательской деятельности - отменены многочисленные санитарные, пожарные требования.

С другой стороны, не все экономические итоги радуют. Если говорить правде в глаза, восстановление белорусской экономики в уходящем году обусловлено во многом благоприятной внешней конъюнктурой. При этом внутренних структурных изменений, которые бы позволили повысить потенциал национальной экономики, мы практически не увидели.

Вопрос «утилизации» неэффективных предприятий, которые поглощают ресурсы и никогда не станут прибыльными, не решается. Заметных шагов в сторону повышения эффективности корпоративного управления госсектора пока также не сделано.

Еще одна давняя нерешенная проблема - неравные условия конкуренции для частных и государственных компаний. Это очень наглядно видно на примере страхового сектора, где госкомпании имеют очевидные преференции.

Если говорить о пищевой промышленности, доходит до того, что молоко между молочными комбинатами де-факто распределяет начальник управления сельского хозяйства облисполкома. Разве в таких условиях может быть равный доступ предприятий разных форм собственности к сырьевым ресурсам?

К сожалению, деловое сообщество не увидело положительных изменений по этим вопросам в уходящем году и надеется, что они все-таки произойдут в 2018-м.

Катерина Борнукова , академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):

Бесспорные положительные итоги года - восстановление экономики и сохранение финансовой стабильности. Позитив состоит также в том, что были приняты либеральные документы по поддержке малого и среднего бизнеса.

При этом следует понимать, что значимый макроэкономический эффект либеральные документы будут иметь только в том случае, если они приведут к притоку прямых иностранных инвестиций.

Одновременно с этим настораживают попытки административного , стремление их повысить, во что бы то ни стало.

Главный провал с точки зрения экономических итогов года - отсутствие решений, которые должны быть приняты. В частности, в 2017 году не было сделано ни одного серьезного шага в направлении реформирования сектора госпредприятий. Мы не увидели никаких результатов не только по вопросу приватизации, но и по теме реформирования системы корпоративного управления госсектором.

Реформы не представляются властям срочной задачей, и это наводит на мысль, что и в будущем году никаких серьезных изменений в направлении реформирования госсектора мы не увидим. Такой подход чреват тем, что медленные темпы экономического роста станут хроническими для страны.

Белорусам в этих условиях остается пожелать в новом году стремится быть конкурентоспособными на рынке труда и рассчитывать в первую очередь на себя, а не на государство.

Кирилл Гайдук , страновой экономист Всемирного банка по Беларуси:

Ключевые положительные итоги уходящего года известны - снижение инфляции до минимальных значений, выход из рецессии и восстановление экономического роста. При этом существуют опасения, что он будет медленным.

Ключевые события уходящего года в экономической сфере - либеральные указы и декреты по развитию предпринимательства, а также переговоры Беларуси с МВФ, которые не привели к подписанию кредитной программы. Объявленная пауза в переговорах с МВФ точно не порадовала. Программа с валютным фондом, если бы ее удалось заключить, могла придать импульс долгосрочным положительным изменениям в белорусской экономике.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы несмотря на отсутствие договоренностей с валютным фондом, решались задачи, заложенные в пятилетней программе социально-экономического развития Беларуси. Речь там идет о повышении эффективности управления госпредприятиями, снижении размеров перекрестного субсидирования и развитии частного сектора.

Жанна Тарасевич, директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:

Самым важным результатом уходящего года, на наш взгляд, является принятый декрет № 7 о развитии предпринимательства - он дает надежду, что в 2018-м начнется процесс реформ, которые пойдут на пользу частному сектору.

В частности, мы надеемся, что в связи с принятым декретом размер штрафных санкций, которые применяются сегодня по отношению к предпринимателям, будет снижен. Количество проверок также должно сократиться, и это поможет бизнесу спокойнее работать и планировать свою деятельность.

Что разочаровало? В Беларуси две трети субъектов хозяйствования работают убыточно, с нулевой или низкой (до 5%) рентабельностью. Такие финансовые результаты не позволяют развиваться ни предприятиям, ни в целом экономике. Поэтому мы надеялись, что в 2017 году будут приняты меры по снижению фискальной нагрузки на предприятия. К сожалению, этого не произошло.

Фискальная политика должна способствовать экономическому росту, поэтому весной 2018 году по этой теме мы организуем международную конференцию с участием экспертов МВФ и Всемирного банка. Надеемся, наши предложения в этой части будут поддержаны на государственном уровне.

Даниэль Крутцинна , управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ:

Главные экономические успехи года для всех очевидны - выход из рецессии, снижение инфляции, стабильность обменного курса. Мы также увидели некоторое снижение доли проблемных долгов в банковском секторе - все перечисленное моменты можно отнести к положительным результатам года.

Главное личное разочарование года касается управления активами. В Беларуси на государственном уровне сохраняется вера в то, что нынешняя система управления госсектором является эффективной, и государство может управлять собственностью также эффективно, как и частник.

Конечно, если мы говорим о промышленных гигантах Беларуси, сложно сказать, в какой мере им может помочь сейчас приватизация - там ситуация не всегда однозначная. Однако, что касается средних госпредприятий, то многие из них дивиденды государству не приносят, и их приватизация в большинстве случаев оправдана.

Менять в лучшую сторону ситуацию в госсекторе, и в целом в экономике, можно двумя путями. Первый - приватизация, второй - повышение эффективности корпоративного управления. Для реализации второго пути необходимо менять мотивацию. Эффективные управляющие, топ-менеджеры, которые смогут повысить прибыльность госпредприятий, должны достойно зарабатывать. Никто не будет спасать страну за копейки.

Еще одно разочарование года - несостоявшаяся программа с МВФ. Валютный фонд мог бы помочь Беларуси провести реформы и повысить эффективность реального сектора. Другие кредиторы, у которых Беларусь продолжает заимствовать деньги, не обладают такими компетенциями.

Валерий Полховский , старший аналитик форекс-брокера Forex Club:

В 2017 году понятие «кризис» стало уходить из словесного оборота людей, и это, безусловно, признак улучшения экономической ситуации в стране.

Подросшие цены на нефть, восстановление российской экономики позволили Беларуси выйти из рецессии в уходящем году.

Хочется надеяться, что , который планируется принять до конца 2017 года, позволит сформировать новые точки роста для национальной экономики.

В то же время отрицательный итог уходящего года - слишком медленное движение страны по пути структурных реформ, хотелось бы видеть ускорение в этом направлении. Страна вышла из рецессии в 2017 году, но качественно новых источников экономического роста пока не появилось.

© 2024 ferrum-store.ru - Бизнес Портал - FerrumStore