Оружие россии. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

Оружие россии. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

План-Конспект ТЕМА: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина». ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность воинской присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга – все то, что по сути и является дисциплиной. Понятие «дисциплина» в трудах античных философов трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий».Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Платон отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там… и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью и всем, кроме позора». Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она – необходимое условие нормального существования любого общества. Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них излагались требования воеводам — быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам — беспрекословно выполнять приказы. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. Современная война предполагает выполнение задач с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины. Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности и т.д. понятие «воинская дисциплина» включает в себя: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей дисциплины и законности; детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявление активности, самостоятельности и творчества. Современный Военный Энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное выполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина основывается на осознании каждым из них своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении преданности своему народу. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение. Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с высокой эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою. Без дисциплины армия сушествовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина – это основа боеготовности Вооруженных Сил. С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления. В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций, обычаев люди научились соблюдать определенные правила, что способствует эффективному решению стоящих задач. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимания их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина. 2. Существует несколько подходов к проблеме укрепления воинской дисциплины: А) индивидуально-личностный подход, где главное – формирование и развитие дисциплинированности у военнослужащих; Б) управленческий, где роль воспитателя является решающей; В) социально-педагогический, смыслом которого является влияние педагогически организованной социальной среды на поступки и поведение военнослужащих. Выбор путей и способов укрепления воинской дисциплины предполагает реализацию этих подходов в комплексе. Индивидуально-личностный подход обычно занимает значительное место в деятельности офицеров по укреплению воинской дисциплины. Воспитание дисциплинированности предполагает вооружение воинов подразделения суммой знаний о нормах, вытекающих из уставов, наставлений; правилах, сложившихся в дивизионе. Доведение этой информации до военнослужащих приводит их к мысли о важности дисциплины и необходимости следования всем ее предписаниям. Многое здесь зависит от содержания информации, образности языка, простоты и доступности устной речи воспитателя, разъясняющего те или иные требования. Уставная организация службы подразделения, его учебы и быта побуждает к выработке привычек дисциплинарного поведения. Дисциплинированность в этом случае можно рассматривать как результат сознательного элемента, помноженного на многократные тренировки в выполнении дисциплинарных действий. Организуя повседневную учебно-воспитательную работу в подразделении, следует соблюдать условия, способствующие выработке привычек дисциплинарного поведения. К ним относятся: — понимание воином тех или иных заданий, — постоянное наращивание их сложности, — действенный контроль за поведением военнослужащих, стимулирование их настойчивости, самостоятельности. Предпосылкой эффективности в такой работе является глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, их сильных и слабых сторон. Дисциплинированность военнослужащих – не самоцель, а средство повышения боеготовности подразделения. И этот процесс идет успешнее, когда все действия осуществляются «… не столько в области дисциплины, сколько во всех остальных областях жизни и работы», — отмечал А.С. Макаренко. Вот почему следует добиваться в первую очередь совершенствование процессов боевой подготовки, службы войск, режима жизни и быта подразделения. Опыт показывает, что различие между лучшими и худшими подразделениями состоит не в объеме и глубине работы на этапе разъяснения и мобилизации, а в действиях по организации выполнения решений и планов. Однако было бы наивно полагать, что воинская дисциплина кроется лишь в личной дисциплинированности; процесс ее формирования сложный, длительный и противоречивый. Командир подразделения не может ждать, когда каждый из его подчиненных осознает целесообразность уставного порядка. Поэтому наряду с воспитанием дисциплинированности он должен стремиться совершенствовать свою управленческую деятельность. Воздействуя на цели, мотивы, организацию, способы деятельности, он приводит поведение воинов в нужное русло. Что же конкретно делает командир для укрепления воинской дисциплины и уставного порядка? Проявляя требовательность, он вырабатывает у воинов уважение к приказам, убеждает в необходимости их пунктуального выполнения. Офицер, строго спрашивающий за упущения, последовательный в своей требовательности, чаще пользуется у подчиненных авторитетом, уважением. И наоборот, непоследовательность в своих требованиях, недоверие, чванство, грубость, необъективность создают стену отчуждения, снижают результативность работы по укреплению дисциплины в подразделении. Требовательность выражается в форме приказа, предостережения, распоряжения; она должна направляться не на саму личность, а на ее поступки во избежание ущемления самолюбия и достоинства воина. Управление поведением военнослужащих предполагает также активное использование дисциплинарной практики, под которой предполагается совокупность применяемых поощрений и взысканий, умелое применение критики. Поддержание воинской дисциплины в подразделении предполагает сплочение его коллектива, формирование в нем социально значимых установок, взглядов, ценностей. Поэтому наряду с воспитанием дружбы, товарищества и коллективизма офицерам следует глубоко изучать и правильно влиять на общественное мнение, реальные взаимоотношения воинов. Таким образом, укрепление воинской дисциплины в подразделении является делом сложным, многоплановым, противоречивым. Здесь многое зависит от факторов социального порядка, исполнительности и дисциплинированности солдат, настойчивости и мастерства офицеров-воспитателей.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»


1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.


Заключение

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.


Литература

1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах


Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.


2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы


На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение


Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература


1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

    Патриотизм как источник духовных сил воина. Верность воинскому долгу. Содержание и направленность патриотизма. Родина как территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается.

    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях. Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ТЕМА: Патриотизм-источник духовных сил воина КУРСОВАЯ РАБОТА Исполнитель: слушатель 2 курса 1 факультета

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    Особенности военно-профессиональной деятельности. Социально-психологическая модель авторитета в воинском коллективе. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих. Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира.

    Что такое воинская дисциплина, на чем она основывается и чему обязывает. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

    с социально-психологической точки зрения Работа Л. Бызова “Военная дисциплина с социально-психологической точки зрения”, опубликованная в “Военно-педагогическом журнале” в 1920 году, сейчас, по-видимому, представляет интерес преимущественно как памятник военно-научной мысли п...

    Понятие воинских ритуалов, их функции, признаки, подготовка, значение, роль в формировании нравственного облика воина. Характерные черты воинских ритуалов приведения к военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вооружения и военной техники.

    1. Конституция РФ и другие законы, определяющие вую основу военной службы Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязаннос...

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины. Подчинение государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах. Нравственные принципы. Нормы и правила установленные в общественных организациях.

    нижегородский государственный технический университет Военная Кафедра Реферат Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности

    Нравственная сущность воинской дисциплины, основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по ее укреплению в подразделении. Роль дисциплинарной практики в управленческой деятельности офицеров и работе по поддержанию правопорядка.

    Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России. Воинский ритуал как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний, их разновидности и огромная воспитательная роль.

    Задачи прохождения военной службы, ее особенности при введении чрезвычайного и военного положений. Правовое содержание Военной присяги. Порядок увольнения военнослужащих по контракту из рядов Вооруженных Сил. Исполнение обязанностей военнослужащими.

    Учебник «Военное право» Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2003г. Отсканировал Воткин В.А. Понятие юридической ответственности военнослужащих и виды Ответственность представляет собой сложное, многоплановое соци­альное явление. Можно говорить, в частности, о философских, право­вых, моральных и други...

    Билет 1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака. История создания Вооруженных сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением российского государства.

    ##### # ##### ##### ##### # # # # # # # # # # # # # # ##### # #### # ...

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность - важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина - выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие - истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие - основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность - честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность - главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность - способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность - высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность - возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение - беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение - основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть - важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература

1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание воинской дисциплины.

2. Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.

1. Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она- необходимое условие существования любого общества.

Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Её отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих её, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т.д.

Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:

· обязательность её требований для всех категорий военнослужащих;

· совпадение целей законности и воинской дисциплины;

· детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;

· повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

· обязательное соблюдение нравственных норм, подкреплённых уставными требованиями;

· дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

· единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе ВС РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в её обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего. Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении личной преданности своему народу. Причём дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплочённость военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых , знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых , их точное, строгое и сознательное исполнение.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создаёт в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и даёт возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жёсткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооружённых Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Её соблюдение даёт возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

2. Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Её характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение воинского порядка;

- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;

- знание уставов и наставлений, требований военной службы;

- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

- навыки и привычки дисциплинированного поведения;

- самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не даётся воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определённых качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, он сможет сделать для себя выводы о том, что для него характерны личная неорганизованность, неумение распределить своё время, поверхностное знание уставных требований неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно даёт оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, в чём он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнётся в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет её к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твёрдый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.

Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.п.

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определённых качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть ещё силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к её выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Подытоживая, надо ещё раз отметить, что возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности воинов в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью как для каждого военнослужащего, так и для Вооружённых Сил в целом.

© 2024 ferrum-store.ru - Бизнес Портал - FerrumStore